понедельник, 25 июля 2016 г.


Лето 2016. Автомобильное путешествие на Язёвое озеро в Восточный Казахстан из Алматы 

(или Вадькины покатушки) 

Часть 1.

Идея съездить на Язёвое озеро витала пару-тройку лет, но всё как-то не получалось. Расстояние в 1500 км в одну сторону от Алматы и состояние дорог служили неким барьером. В этом году наконец-то получилось включить озеро в двухнедельный маршрут автомобильного путешествия в восточный Казахстан. При составлении маршрута нужно было учесть разносторонние интересы нашей дружной компании (детям - купаться, взрослым - купаться + красивые места, мужикам - дополнительно рыбалка). Поразмыслив и посоветовавшись пришли к следующему графику движения:

МаршрутПробег, км
сб02.07.2016Алматы - пос.Лепсы - оз.Балхаш456
вс03.07.2016Отдых
пн04.07.2016Отдых
вт05.07.2016оз.Балхаш - Чарское водохранилище (ночёвка)650
ср06.07.2016Чарское водохранилище - пос.Катон-Карагай347
чт07.07.2016пос. Катон-Карагай - оз. Язёвое100
пт08.07.2016Отдых
сб09.07.2016Отдых
вс10.07.2016оз. Язёвое - Австрийская дорога - река Каракаба97
пн11.07.2016Отдых
вт12.07.2016река Каракаба - восточный берег Бухтармы196
ср13.07.2016Отдых
чт14.07.2016Отдых
пт15.07.2016Отдых
сб16.07.2016Восточный берег Бухтармы - река Лепсы (ночёвка)750
вс17.07.2016река Лепсы - Алматы470
Итого, пробег3066

Расстояния дневного пробега на первый взгляд невелики и могли бы быть совмещены между собой. Но опыт предыдущих аналогичных путешествий на авто подсказал нам, что лучше вовремя остановиться на подходящем месте и хорошо отдохнуть вечером и ночью, чем гнать до последнего вздоха и потом ночевать где попало. В первом случае путешествие приносит больше удовольствия. Продолжительность поездки в 16 дней позволила нам такую роскошь. Да, если кто ещё не понял, жили исключительно в палатках, всё своё -  с собой, за исключением продуктов которые докупали по мере необходимости и выхода в цивилизацию. В дороге иногда обедали в придорожных кафешках.

Состав компании - 8 человек на двух машинах: Suzuki Grand Vitara (2.0 - бензин) и Toyota Fortuner (2.7 - тоже бензин).

День 1. Суббота, 02 июля 2016 года. Выехали в 07:10 от северной границы города Алматы на Капчагайской трассе. Бензобаки полные, питьевая вода пока только на дорогу. 

Антон, мой верный товарищ и надёжный попутчик, заглянул в
машину поздороваться и осведомиться, всё ли у нас хорошо. 
Дорога до Капчагая участок в 55 км разделён на две части. Первый участок километров 25 по новой и завершённой шестиполосной автомагистрали (разрешённая скорость 130 км/ч), второй, километров 30, по незаконченной дороге с ограничением по скорости в 50 км/ч. Эту дорогу до Капчагая обещали закончить ещё к концу 2015 года, но этого так и не случилось. Рабочих на строительстве мало, строительной техники ещё меньше, хорошо если завершат строительство к концу текущего года. На недостроенном участке частенько радарят дорожные полицейские. Мы честно проехали весь участок без нарушений скоростного режима и оставили блюстителей порядка без пополнения к плану ))
Едем по Капчагайской трассе.
После Капчагая до Талдыкургана дорога большей частью достроена, едем быстро и без приключений. 
Погода нам сегодня благоприятствует - облачно, вокруг видны грозовые облака и обильный дождь из них. Но сегодня нас так и не намочило.
На подъезде к Талдыку заправляемся - следующая заправка через 415 километров в Учарале. Город огибаем по объездной дороге в отличном состоянии, на кольце в километрах 40 от Талдыка уходим в сторону посёлка Лепсы - нашей следующей остановки. Этот небольшой посёлок расположен в 15 километрах от берега озера #Балхаш. Летом, надо полагать, значительную часть дохода местным жителям приносят отдыхающие с побережья. В посёлке есть несколько приличных магазинов, где можно купить всё необходимое, хотя несколько дороже, чем в Талдыке, что вполне объяснимо.

Посёлок Лепсы. Магазины. Здесь можно набрать пресную воду. По-прежнему пасмурно.

 
Названия некоторых магазинов повеселили )))

Набрав пресной воды, литров 80 на все два с половиной дня, которые мы планируем провести на пляже, покидаем посёлок, пересекаем железнодорожные пути и едем в сторону озера 15 км. Далее, повернув на запад вдоль берега, проезжаем по дороге плавно меняющей свой покрытие с асфальта на грунт-песок ещё 15 км. Сегодня суббота и поэтому на берегу видим много отдыхающих с палатками.  Едем подальше от этого места и спускаемся по песку на практически чистый пляж. Объяснение этой чистоте очень простое - здесь очень редко бывают отдыхающие, т.к. место неприметно с дороги, да и заехать-выехать по песку своим ходом может ещё и не каждая полноприводная машина. Ставим лагерь. Через 15 минут после нашего прибытия у нас появляются соседи - семейная пара с маленьким забавным водоплавающим пёсиком из Талдыкургана. Они тоже точно знали куда ехать. Знакомимся. Они до воскресенья. Начинается отдых.

День 2. Воскресенье, 03 июля 2016 года. Погодка и водичка отличные, но место совсем не рыбацкое. Глубины нет. На расстоянии 300 метров от берега глубина 3-4 метра. Сосед наловил немного мелочи, но этот так, баловство. Зато детям раздолье - вода тёплая. Купайся до посинения ))) Днём мимо лагеря пытался незаметно прошмыгнуть варанчик, но не получилось. Словили его в ведёрко и устроили фотосессию, да и он сам особо не возражал:


Напоследок варан отобедал кузнечиком, которого мы ему подсунули:
Задняя ножка обеда всё ещё выглядывает из пасти рептилии.
День прошёл незаметно. Вечером прискакал сосед - у него на машине сел аккумулятор, а ему домой ехать. Блага цивилизации, такие как холодное пиво из холодильника, требуют энергии. Пришлось делиться, только не ему холодным пивом с нами, а мне аккумулятором из машины с ним )))  Потом мы побежали смотреть, как он будет выбираться на дорогу.

Сосед уехал и мы остались на пляже одни.

Я обзавидовался Володькиной настойчивости в рыбалке )))
Рыба в отпуске, а он всё равно закидывает!

Ничто так не способствует интеллектуальным занятиям, как одна-другая бутылочка пива  и запах маринованного мяса на сетке над саксаулом))
И как-же это там сэнсэй объяснял?
Закат, кажется, это именно то, на что можно смотреть бесконечно!

День 3. Понедельник, 4 июля 2016 года. Утром стало понятно, что погода постарается подсунуть нам сюрприз. Вокруг нас проплывали кучево-дождевые облака и рано или поздно грозовая туча нас накроет. На берегу такого большого водоёма как Балхаш, это означает крепкий ветерок, к которому нужно быть готовым. Укрепили палатки, растянули получше тент.
В арсенале имелся ещё шатёр, но на Балхаше ставить не стали. Обошлись тентом.
После обеда над нами на холме нарисовалась "Нива" с полицейскими номерами. Из машины вышли двое - один типа в полицейской форме, но без погон, жетона, фуражки и в жёлтой жилетке. Второй вообще непонятно кто - в камуфляжных штанах и размалёванной майке. То-ли спасатель, то-ли наоборот. Гаркнув в свою в говорилку что-то типа: "Купание в неустановленном месте запрещено", потребовали чтобы "хозяин" подошёл к ним. Какой такой хозяин? Мы с Антоном подошли. Нам было объявлено, что мы якобы нарушили закон тем, что "купаемся в неположенном месте", и за это нам причитается штраф 5 МРП. Кому именно из восьми человек нашей компании они не уточнили. С 1-го января 2016 года якобы действует постановление в соответствии с которым купание в неустановленном месте является административным нарушением и карается штрафом. Может это и так - я не знаю. На вопрос: "А где же нам теперь отдыхать?", был ответ: "На зоне отдыха". Можно подумать, что на зонах отдыха через каждые сто метров сидит по спасателю на вышке. 
Я сказал чтобы составляли протокол, а в ответ они попросили удостоверение личности. Пока я ходил в машину за документом сообразил, что эти два товарища не представились, и вообще они не видели, что кто-то из нас купался в озере ))) На тот момент когда они приехали, мы сидели под тентом и спокойно играли в карты. Стало быть, ребятишки прибыли за лёгким заработком. Вернувшись к ним, я попросил их представиться и показать свои документы. Кроме того сказал, чтобы составляли протокол, и что я начинаю их снимать на камеру телефона. Если что-то незаконно, то пообещал сделать их героями ютуба )))  Они сразу как-то засуетились, схватились за мобильные телефоны, что само по себе было очень странно - до ближайшей базовой станции мобильной связи - 15 километров, а мы сидим в яме. Мобильная связь отсутствует. Клоуны да и только!
- Шэф, аллё! Они просят наши документы! Что нам делать? Всё пропало!
Понятно дело, что никто из них так и не представился. Видя, что они начинают морочить нам голову, мы с Антоном развернулись и ушли со словами: "Если чего-нибудь надумаете, заходите в гости". Через минуту они развернулись и уехали. Больше мы их не видели.

А чего это, спрашивается, они не приехали вчера, в воскресенье, когда на соседнем пляже негде было протолкнуться? Подошли бы к каждой машине и рассказали про это самое постановление и про 5 МРП с непонятно кого. Можно было много правды услышать про себя )))

Ближе к вечеру пошли прогуляться по пляжу. Сразу неприятно бросается в глаза большое количество мусора в тех местах, где бывают отдыхающие. Особенно примечателен мусор, на скорую руку сложенный в пакеты или мешки и оставленный на том же самом месте. Как-будто должна приехать коммунальная служба и забрать.
Вот такие вот кучки
Я время от времени путешествую с рюкзаком пешком и на автомобиле, но везде вижу аналогичную картину - кучи мусора. Мне всегда хотелось посмотреть в глаза таким отдыхающим и понять их образ мышления. Завтра они опять сюда приедут и будут сами сидеть среди своих же старых банок, бутылок, пакетов и объедков. Если ты привез сюда эти продукты, то почему бы не забрать с собой то, что от них осталось? Ведь это не сложно. Полагаю, что подобная модель поведения обусловлена культурой, вернее её отсутствием, а также низким уровнем самоуважения и уважения к окружающим. Много раз думал о том, что если бы двуногого не было на планете, то Земля была бы без него ещё прекраснее. По-крайней мере, её бы никто не поганил.

Дорога в пустыне


Наш лагерь
Сегодня - последний день на Балхаше, завтра в дорогу. Чтобы сэкономить утром время и выехать пораньше, с вечера собрали лагерь, оставили только палатки. Подъём в пять утра.

День 4. Вторник, 5 июля 2016 года. Выехали в 06:40. Вернее начали выезжать. Для выезда на дорогу нужно было преодолеть небольшой подъём по песку.  Машины гружёные, сколько не разгоняйся, всё равно завязнешь в песке. Чтобы не устраивать бесконечное ралли, залили колеи водой - песок стал значительно плотнее. Не с первого раза, но всё-же достаточно быстро выбрались и в семь часов уже гнали по грунтовке в сторону Лепсов.

Опять дорога.  К 10:00 уже были в Учарале, на заправке. Далее на север - на Аягуз, где рассчитываем отдохнуть и пообедать в придорожной кафешке. После Учарала качество дорожного покрытия значительно ухудшается. Временами асфальт так избит, что проще и быстрее ехать по грунтовке параллельно основной дороге. Самый популярный у нас дорожный знак, это знак "Плохая дорога":


В принципе, конечно, это легче поставить такой знак и воткнуть ограничение скорости в 50 км/ч, чем ремонтировать дороги. Но водителям это помогает мало.
Из-за обилия осадков степь необычно зелёная для середины лета

Пообедав в Аягузе и передохнув, к семи часам вечера добираемся до Георгиевки, теперь этот населённый пункт называется Калбатау. На въезде в посёлок стоит совсем новая и очень цивильная для этих мест заправка Гелиос. В продаже все марки бензина, дизельное топливо, есть приличный магазин. Очень приятно зайти. Заправляемся.

В 15-ти километрах от Калбатау на юго-восток по трассе на Зайсан водохранилище Чарское. Это место нашей ночёвки. 650 километров по убитым дорогам позади. Это был самый трудный участок пути. Изрядно устали, хочется расслабиться.
Приехали
Само по себе водохранилище ничего особенного не представляет, но вполне подходит для приличной ночёвки - от воды веет прохладой, плотная лесополоса закрывает от дороги. Это намного лучше, чем ночевать в открытой степи и мучиться от духоты всю ночь.
Чарское водохранилище
В водоёме есть рыба - прошлый раз мы здесь неплохо наловили окуня на блесну. Но сегодня заниматься рыбалкой времени нет. Да и возиться со снастями и чистить рыбу тоже не очень хочется.

День 5. Среда, 06 июля 2016 года. Сегодня планируем доехать до посёлка Катон-Карагай. Путь в 350 километров не очень большой, но интересный и красивый - на восток по холмистой зелёной местности до Курчумской переправы, далее на север вдоль Бухтарминского водохранилища.

Чем дальше едем от Георгиевки, тем лучше состояние дороги - только изредка встречаются ямы, но это почти не влияет на скрость движения. Время от времени останавливаемся и фотографируем:

К одиннадцати часам утра подъезжаем к Курчумской переправе и с ходу залетаем на паром, уже готовый к отправлению. Ура! Ждать не придётся. Платим мзду в 2000 тенге с машины. Поплыли, переправа занимает 20 минут.
Паром небольшой, одновременно заходит машин 20.
Есть буфет, можно попить чай.
Пока гуляли по парому заметили несколько ласточкиных гнёзд с птенцами желторотиками, но уже большенькими. Бедные родители только и снуют туда-сюда стараясь накормить ненасытные рты своего потомства. Кстати, на кадр выше попала ласточка на подлёте к гнезду  с левой стороны.  Вот так и кочуют эти гнёзда вместе с паромом с одного берега на другой.

Далее дорога лежит по восточному побережью Бухтармы. Километров шестьдесят придётся ехать по гравийке, засыпанной острыми камнями. Часам к двум заезжаем в посёлок Большое Нарымское пообедать и отремонтировать пробитое колесо. Шнуром не обошлись, пришлось вставлять камеру. Посёлок действительно большой. Вкусно пообедали в кафешке с китайской кухней, закупили продукты, заправились и отчалили на Катон-Карагай. До него 90 км. Постепенно вокруг нас выросли горы с остатками снега, появилась хвойная растительность - начинается Южный Алтайский хребет. Дорога отличная, едем быстро. Дело к вечеру, начинаем искать место под ночлег. Места для нас новые, с ходу не получится. Так проехали от Катон-Карагая ещё 30 километров и добрались уже до начала Старой Австрийской дороги, которая через горы ведёт на озеро Маркаколь до посёлка Теректы (Алексеевка).  Свернув с асфальта и проехав метров 500 по австрийке, встаём на ночлег. Деревьев нет, но место ровное, с трассы нас не видно, рядом есть ручеёк. 

Как гласит Википедияэто дорога была построена в 1914—1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, отсюда она и получила это название. Проходит по очень красивым местам. Мы планируем проехать по ней километров 30 в горы до реки Каракаба на обратном пути.

Когда уже почти стемнело, наблюдаем колонну из 13-15 единиц техники, в том числе квадроциклов, спускающуюся по австрийке на трассу. Как потом мы узнали, это был усть-каменогорский клуб джипперов "Шатун". Они не смогли пройти брод одного из притоков Каракабы - одну машину потащило по реке и перевернуло. Воды в этом году очень много. Пришлось вытаскивать. Также был смыт один квадроцикл. Отчаянные ребята, ничего не скажешь!

До Язёвого озера осталось около 70 километров, 40 из которых нужно будет проехать по условному направлению под названием "дорога". Но это завтра.






5 комментариев:

  1. Вадим привет! Большое спасибо за фотоотчет и подробный рассказ. Рад за вас, что получилось такое путешествие. Вспомнил как мы с вами путешествовали несколько лет назад вокруг Бухтармы. Приятные воспоминания, однако! Жду продолжения.....

    ОтветитьУдалить
  2. Вадя, спасибо большое за увлекательный рассказ с картинками ))) Прочитал залпом. Последняя фота очень зачётная.

    ОтветитьУдалить
  3. Привет Вадим! Большое спасибо за отчет! Как же я соскучился по таким экспедициям.
    Вадим только от Катона Австрийка начинается не через 30 км а дальше, значительно дальше. А если Шатуны не прошли, то значит все серьезно.
    Жду продолжения, ведь продолжение будем самым интересным и побольше фото Алтая.

    ОтветитьУдалить
  4. Хороший рассказ получился. Мне захотелось повторить это путешествие. Если бы еще, ты приложил карту с отрезками в пути, то этот блог получился наглядным пособием и стал бы гидом для последователей!!! спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить